«…Огромный сад, окружающий дом, фактически был частью домашней
обстановки» – так выглядели некогда загородные резиденции, так, наверное,
видится в идеале и сегодняшний ансамбль коттеджа с участком земли. В этом смысле
многое зависит от ландшафтного архитектора, создающего не просто живописную
местность вокруг дома, а режиссирующего пространство, которое должно стать
гармоничным продолжением жилой среды.
К счастью, садоводство, долгие годы остававшееся у нас чем-то
вроде обязательного хобби для владельца загородной недвижимости, уверенно
обретает прежний статус «высокого искусства». Поэтому сегодня в окрестностях
Петербурга все реже можно видеть просто дом, окруженный просто садом, и
стилистически не имеющих ничего общего. Как правило, образованного и
состоятельного заказчика уже не устраивает принцип стихийного формирования
участка; он хочет видеть свою собственность выдержанной в едином ключе и
оформленной по всем законам жанра. Впрочем, бывают и досадные исключения, когда
дом и сад оказываются, что называется, из разных опер. Во избежание подобных
недоразумений имеет смысл на этапе проектирования озаботиться не только внешним
видом самого дома, но и уделить должное внимание планировке сада. Если же
коттедж существует уже не только в фантазиях, а в самом что ни на есть
трехмерном пространстве и в натуральную величину – ничего не попишешь, скорее
всего, придется безоговорочно отказаться от принципа «Чтобы было не как у всех»
и прислушаться к мнению архитектора и голосу здравого смысла. Правило несложное,
тем более если вдуматься, до какой степени нелепо будет смотреться традиционный
русский бревенчатый дом, окруженный, скажем, циркулярной планировкой
восточно-африканских краалей. Или, например, сооружение, покоящееся на сваях,
эстетика которого была навеяна автору древними постройками Японии, в сочетании с
классическим французским регулярным садом. Быть может, примеры и не самые
удачные, в том смысле, что в нашем регионе такое увидишь нечасто. Что ж, можно
обратиться и к более распространенным «ляпам», которые все еще в избытке
предлагает действительность.
Найти гармоничное сочетание облика жилого дома с красотой
окружающего его растительного мира, учтя при этом такие рациональные детали,
как, например, грядки с овощами и удобное место для отдыха, – собственно, в этом
и заключается искусство ландшафтного архитектора. Ландшафт следует планировать
таким образом, чтобы он максимально соответствовал образу жизни хозяев. Что
проку создавать формальный сад с большими пространствами газонов и правильными
подстриженными живыми изгородями, когда нет ни времени, ни желания поддерживать
все это великолепие в надлежащем виде! Куда как разумнее оформить примыкающую к
жилищу территорию, быть может, и менее изысканно, зато практично, а главное –
подобающе окружающей действительности. Особенно если архитектура дома не
загоняет в жесткие рамки стиля, а предоставляет вполне определенные возможности
для выбора эстетики приусадебного участка. Архитектура сада
Ландшафтный дизайн, как известно, – не только эстетическое
удовольствие, а в определенной степени средство психотерапии и, безусловно,
орудие престижа. Если вдуматься, то еще и предварительное знакомство с домом, с
его интерьерами и нравами его обитателей. Глядя на «прилизанный» сад, в котором
каждая травинка и цветок занимают строго предназначенное им место в
пространстве, можно догадаться о характере хозяина дома, о его любви к порядку,
быть может, о некоторой склонности к педантизму, рациональному взгляду на жизнь
и т. д. И романтическая обстановка в английском стиле, со старыми деревьями,
заросшим прудом и мягким ковром травы вместо привычных выложенных плиткой
дорожек, также многое поведает о людях, которые здесь живут. Кстати, при
создании нового облика участка не стоит искоренять все то, что росло на нем с
незапамятных времен: те же старые деревья украсят не только живописный фахверк,
облицованную камнем постройку с элементами готики или традиционный
русско-финский бревенчатый дом, но и любую другую, даже самую современную
усадьбу. Главное – не перейти грань, которая отделяет живописную естественную
природу от обычного участка, пребывающего в запустении.
Ярко выраженная стилистика архитектуры загородного коттеджа
диктует определенные правила при формировании ландшафтной среды, но в то же
время открывает перед заказчиком и дизайнером огромные возможности для
творчества, позволяя подчеркнуть, или, иначе говоря, усугубить красоту и
индивидуальность дома. Рассмотрим несколько характерных примеров взаимодействия
архитектуры дома и вида приусадебного участка.
Одним из популярных сегодня стилей выступает модерн,
изысканность и утонченность которого покорила некогда, еще на рубеже XIX–XX
веков сердца современников. Его эстетика может оказаться чрезвычайно благодарной
и сегодня, особенно если заказчик руководствуется стремлением создать единый
ансамбль. Кроме того, модерн, как известно, всегда был стилем, чрезвычайно
отзывчивым на новые технологии. Поэтому популярность его сегодня во многом
объясняется еще и возрождением и усовершенствованием таких видов искусства, как
витраж и авторская ковка, которые часто находят применение в архитектуре
загородного коттеджа.
Вернемся, однако, к приусадебному участку. Что же позволяет
отнести тот или иной сад к стилю модерн? Для ландшафта характерны четкие границы
света и тени, растений и камней, водной поверхности и берега; здесь царит и
господствует линия, которая объединяет дом и участок в одно целое. Главная
прелесть заключается в том, что именно в модерне присутствует элемент, который в
буквальном смысле сливает дом с окружающей природой. Речь идет о создании
оранжерей, которые были столь популярны в оную эпоху; зачастую они имели выход
непосредственно в сад. При сегодняшнем развитии производства и возможности
использовать в качестве архитектурного элемента практически любые стеклянные
конструкции, мысль о создании зимнего сада более чем естествена. Другими
словами, стиль модерн дает интерьеру возможность обрести свое продолжение в
природном ландшафте участка. Кроме того, существует масса формальных признаков,
позволяющих объединить эстетику дома и сада. В частности, символом последнего,
по логике вещей, должен стать ирис. Именно его мотив можно повторить в рисунке и
витражных окон дома, и резной деревянной двери, и кованой решетки вокруг
участка, и во многих других элементах архитектурного убранства.
Следующий пример – традиционная русская усадьба в стиле
классицизма. Светлая цветовая гамма, стройные линии окон, белые колонны,
возможно, пандусы на подъезде к крыльцу, классический треугольный фронтон. По
законам жанра, поблизости находится небольшой флигель, в котором вполне могут
размещаться летняя кухня, домик для гостей, помещения хозяйственного назначения
и т. д. Разумеется, разбитый вокруг такого ансамбля, допустим, японский сад,
окажется в диссонансе с общей стилистикой. Здесь куда уместнее будет смотреться
французский регулярный сад или английский парк. В обстановку усадьбы идеально
«впишется» рассеченный сетью дорожек элегантный партер, состоящий из
симметричных боскетов, аккуратно постриженные растения, изысканные арабески
(крайне неуместные, например, рядом с деревянным дачным домиком или блочным
жилым контейнером), а также садовая скульптура, бассейн правильной формы с
фонтаном и беседка в перекрестье дорожек.
В этом случае дом и сад составят органичное единство.
А уголок юго-восточной природы, воспроизведенный на садовом
участке, станет уместным продолжением дома, построенного по законам современной
минималистской эстетики. Ландшафт в японском стиле, с белым песчаным холмом,
графически четкими контурами деревьев, лаконичный и спокойный, философичный и во
многом магический. Основа такого сада – камни, а значит, и архитектура дома
подразумевает использование каменных элементов. Яркий элемент коттеджа –
огромные стеклянные террасы, открывающиеся в сад, например, с величественным и
неподвижным водным партером, стелами, испещренными руническими знаками,
каменными шарами или вымощенными плоским речным камнем тропинками. Стиль
садового декора
С ростом популярности ландшафтного дизайна у отечественных
домовладельцев, естественно, повысился спрос на так называемые «сопутствующие
товары». Продукция, которая уже давно существует во всем мире и является
неотъемлемым атрибутом любого частного дворика где-нибудь в Европе или Америке,
в последние годы уверенно завоевывает и российский рынок. Сюда можно отнести
разные формы и виды садовой скульптуры, декоративные украшения и всевозможные
кашпо, забавные элементы вроде гномов и прочих сказочных или мультяшных
персонажей. Все большее место в формировании садовой среды занимает мебель,
которая представлена в широчайшем ассортименте – от фабричного пластика
экономкласса до выполненных по индивидуальным проектам кованых шедевров.
Появление в окрестностях Питера искусственных водоемов, бассейнов, фонтанчиков и
водопадов стало еще одной своего рода приметой времени, существенно расширившей
наши представления о возможностях ландшафтного дизайна.
Отдельного разговора заслуживает огромный арсенал осветительных
приборов, которые наряду с прочими достижениями цивилизации стали незаменимыми
при формировании эстетики сада. Так или иначе, создавая картину приусадебного
ландшафта, сегодняшнему домовладельцу точно не придется ломать голову, чем
украсить свой участок. И это не говоря уже о самым главных персонажах
практически любого сада – цветах, деревьях, мхах, кустарниках и прочем
посадочном материале, который предлагается сегодня в изобилии.
Помимо бесспорных плюсов подобное разнообразие таит в себе одну
маленькую проблему – проблему выбора. Действительно, так хочется видеть на
участке и каменный грот с античной амфорой в глубине, и модерновую мебель из
«ажурного» металла, расставленную в тени цветочной перголы, и деревянное садовое
кресло в стиле кантри. А сколько еще привлекательных декоративных изысков.
Однако нужно всегда помнить, что классический бельведер подходит к формальному
стилю, а вот искусственный японский чайный домик будет уместен только в саду
восточного стиля. И если разнообразие пластика идеально смотрится на фоне,
скажем, сайдинга, то сильно подпортит пейзаж с каменными фасадами. Точно так же,
как классическая английская мебель из тика, которая за свою надежность и
прочность знатоками ценится не меньше, чем обитые кожей гарнитуры для гостиной
или кабинета, вряд ли окажется кстати по соседству с легкой, рассчитанной на
сезонное проживание постройкой дачного типа. Одним словом, выбирая те или иные
элементы для оформления садового пространства, в первую очередь следует
ориентироваться все-таки на облик дома и исходя из него декорировать сад,
например, мебелью из неокрашенного дерева, изящными ажурными конструкциями или
массивными каменными скамьями. Подобная избирательность во многом поможет
стилизовать участок, пусть даже и не выдержанный в определенной строгой манере,
под существующую уже архитектуру дома и, скорее всего, его внутреннего
убранства.
Как известно, соответствие архитектуры коттеджа, его интерьера
и пространства, которое предвосхищает встречу с самим домом, и есть основа
мастерски созданного ландшафтного дизайна. То, что открывается сразу за входной
дверью, ни в коем случае не должно идти вразрез со стилистикой пейзажа перед
ней. Поэтому независимо от моды и личной приверженности тому или иному стилю дом
и сад всегда должны соответствовать друг другу. Ибо сад есть прелюдия, с которой
и начинается путешествие в мир интерьера.
|